Педагог детского сада № 4 «Сказка» города Кировграда Светлана Фалалеева приняла участие в региональном этапе XII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». На суд жюри она вынесла образовательный проект «Неокухня в детском саду». Сегодня Светлана Владимировна рассказывает о своей педагогической находке, которая, кстати говоря, существует в дошкольном учреждении уже не первый год.
Светлана Владимировна ФАЛАЛЕЕВА
- Окончила Ирбитское педагогическое училище.
- Общий стаж работы воспитателем – 22 года. Высшая квалификационная категория.
- В детском саду № 4 работает с 2003 года.
– Светлана Владимировна, расскажите о своём участии в конкурсе.
– В этом конкурсе я принимала участие впервые. Сначала был муниципальный этап, на котором мне удалось занять второе место. Далее – заочный этап регионального уровня. Здесь участниками стали 66 воспитателей со всей области. Все мы представляли визитные карточки, аналитические записки к своим проектам. Победителями заочного тура стали семь человек, в том числе и я. Самым волнительным стал, конечно же, очный этап регионального конкурса.
– И в каждом из этапов – и в муниципальном, и региональном – вы представляли свой проект «Неокухня». Расскажите нам о нём.
– «Неокухня в детском саду» – это экспериментальная деятельность детей с продуктами и веществами, которые есть на обычной кухне. Это своего рода лаборатория и кулинария – два центра, объединённые вместе одной идеей – создание условий для формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества и познания через экспериментально-исследовательскую деятельность.
– Чем конкретно занимаются дети? Как они экспериментируют с продуктами?
– Ребята работают по специальным технологическим картам. Условно это картинки: на них изображены продукты, что с ними можно сделать, чтобы получить конкретный результат. Либо это может быть своего рода схема-рецепт приготовления какого-то несложного блюда. Ребята по этим рисункам понимают, что нужно делать. Например, на муниципальном этапе дети обесцвечивали компот и чай лимоном.
– И дети в таком возрасте уже умеют что-то готовить?
– Да. Ну, конечно же, под моим присмотром. Они сами нарезают продукты, умеют пользоваться электроприборами: тостерами, миксерами, блендерами и так далее. Знают, что приборы могут быть опасны, поэтому использовать их можно строго по разрешению. Ребята уже готовят блинчики, салаты овощные и фруктовые, лимонады, бутерброды, молочные коктейли. Это наши юные поварята! А какое удовольствие они получают от этих занятий! Приготовленные блюда дегустируют не только сами ребята, но и их родители и другие гости, которые приходят к нам в детский сад в день кулинарии.
– Я думаю, и все родители в восторге от такой деятельности.
– Конечно! Родители приносят продукты для наших экспериментов, какие-то кухонные принадлежности или приборы. Например, накануне Масленицы передали нам блинницу. Иногда наши мамы сами подкидывают нам какие-то новые идеи рецептов.
Родители благодарны нам. Ведь теперь они без проблем на какое-то время могут оставить ребёнка дома одного, зная, что он сам сможет приготовить себе перекус или просто разогреть тот же чай в микроволновке.
– Расскажите, как прошёл очный этап регионального конкурса?
– Мы защищали свою педагогическую находку, а также проводили занятие с детьми из детского сада Екатеринбурга. Здесь сложность заключалась в том, что я до этого детей не знала, и детки видели меня впервые. За отведённые мне 15 минут нужно было познакомиться с ребятками, обратить на себя внимание, увлечь и провести занятие, сделать выводы. Детям я предложила приготовить лимонад. Ещё в течение пяти минут отвечала на вопросы жюри.
– Сколько лет уже существует ваш проект?
– Первые дети, с которыми мы начинали заниматься по данной программе, в этом году окончили девятый класс. Получается, почти десять лет существует проект в нашем учреждении. Хочу сказать, что такой задумки нет ни в одном детском саду округа.
Беседовала СВЕТЛАНА НЕМЦЕВА