Незадолго до войны рабочий посёлок Калата отметил свой первый скромный юбилей – пятилетие создания на его базе города Кировграда. Это был небольшой уральский город с населением в 25 тысяч человек, в который входили рабочие посёлки Верхний Тагил, Нейво-Рудянка и горняцкие посёлки Белоречка, Карпушиха, Лёвиха. Население жило размеренной, скромной жизнью рабочих людей, уверенных в завтрашнем дне. И вот весь этот устоявшийся уклад жизни 22 июня 1941 года в одночасье оказался сломанным прозвучавшим сообщением о том, что в стране началась война. На защиту Родины добровольцами и по мобилизации ушли на фронт более 7 тысяч тружеников города и посёлков…

день победы 2021 1

Нейво-Рудянка в годы войны

Суровое военное время наложило свой отпечаток на жизнь посёлка Нейво-Рудянка. Лесохимический завод ввёл строгий режим экономии электроэнергии, топлива, сырья. Прибывший по эвакуации цех киевского химического завода заметно расширил производство и создал возможность увеличить выпуск камфена, камфоры, канифоли – составных частей бездымного пороха, флегматоров взрывчатых веществ, резины, пластмасс, лаков, также составляющих многих лекарственных средств. Всё это в возрастающем числе требовала военная и фармацевтическая промышленность, требовал фронт.

По-боевому работает трудовой коллектив, рабочие не уходят из цеха, пока не будет перевыполнена сменная норма. Не останавливая процесс, ремонтируют технологическое оборудование, в свободное время загружают вагоны с сырьём, ремонтируют подъездные пути к заводу.

Посёлок помнит и гордится именами гвардейцев тыла: Т.Ф. Колесниковым, М.А. Самофеевым, И.В. Чекуновым, М.И. Комаровым, М.П. Ломаковым. Хорошими организаторами показали себя руководители завода и цехов М.К. Жлобо, А.А. Кивилев, Л.И. Денисенко, Л.П. Горшков, М.В. Микушин.

лесхимзавод рудянка

С не меньшим напряжением работают нейво-рудянские геологи, стремясь за полевой сезон обнаружить новые рудные месторождения ископаемых. Единственная железнодорожная станция широкой колеи – Нейво-Рудянская – работала по регламенту военного предприятия, обеспечивая транзитный пропуск народно-хозяйственных грузов, эшелонов с эвакуированными, не задерживая воинские перевозки. Всё это осуществлялось в условиях резкого сокращения рабочей силы на производствах – в армию выбыли самые работоспособные мужчины.

Всего из посёлка ушли на фронт сотни бойцов. В отдельных семьях воевали по три-четыре человека. Всю войну прошли нейво-рудянцы – фронтовики С.И. Белых, К.В. Дедюхин, В.М. Плюснин, В.Н. Попов, П.Г. Деревягин, И.И. Зеленко, С.П. Зобнин, А.В. Бабенков, И.Р. Камаев, П.М. Котельников, М.Р. Кулешов, Н.К. Лаптев, Г.В. Петров, Д.С. Самофеев, Ю.Т. Смирнов, В.А. Соляков и многие другие.

Как и везде в посёлке проводились сборы денег и облигаций займов в фонд обороны, сборы тёплых вещей для бойцов на передовой, отправлялись посылки с вложенными в них письмами к фронтовикам. Отечество никогда не забудет моральный подвиг нейво-рудянцев, принявших, приютивших и спасших от гибели детей, эвакуированных из осаждённого фашистами Ленинграда.

Карпушиха из рассказа ветерана

О том, как жил посёлок в военные годы, вспоминает Вадим Викторович Тумаков – ветеран, труженик, отдавший более 50 лет работе на Кировградском медеплавильном комбинате и прошедший все ступени профессиональной деятельности от простого рабочего до заместителя директора по капитальному строительству:

«В 1915 году в Карпушихе начала работать шахта «Южная», и из посёлка Калата туда была проложена узкоколейная железная дорога для перевозки на медьзавод добытой руды. В 1938 году отец переводится на работу на рудник, и вся наша семья переезжает в Карпушиху. С тех пор моё детство, юность, начало трудовой деятельности связаны с посёлком, а в дальнейшем – моё трудовое шефство над его деятельностью и развитием, которое продолжалось много лет.

22 июня 1941 года жители гуляли в парке, когда узнали, что началась война. В январе 1942 года мы проводили на фронт отца, его направили в Москву.

Каждую весну школьники с родителями, в основном матерями, заготавливали дрова для школы, а затем помогали их вывозить. Летом все мы работали на приусадебных участках школы, дома и на подсобном хозяйстве рудника, где выращивались овощи для столовых – на спецпитание шахтёрам. Мы охраняли посадку, пасли животных – зарабатывали бесплатные обеды и небольшие копейки.

Тех продуктов, что получали по карточке, было явно недостаточно. От голода умирали взрослые, отдавая продукты детям. Так, умерли жившие недалеко от нас Бельковы – отец и мать, оставив троих детей. В пищу шло всё возможное: первые листья липы, лебеда, крапива. Весной перекапывали поля из-под картошки и собирали оставшиеся клубни на еду. Вообще, уборка урожая осенью была праздником: картошки наедались досыта.

карпушиха

Рудники работали. Медь нужна была фронту, и этому было подчинено всё. В 1943 году привезли к нам мужчин-узбеков для работы в шахте. Не приспособленные к нашему климату, они замерзали и даже умирали. Весной их всех отправили обратно. В 1944 году привезли пленных румын. Однажды выбрали несколько школьников, в том числе и меня, на экскурсию в шахту. Одели нас, подвели к клети, у которой стоял часовой, и спустили на горизонт, где охраны уже не было. Окружили нас румыны, улыбаются. Посадили на колени, как своих детей. Видимо, скучали по своим детям и видели их в нас. В 1945 году румын отправили на родину, а вместо них привезли немцев. К тем уже никого близко не подпускали, да и они вели себя по-другому.

С 1944 года стала поступать помощь из США – одежда для детей. Рудком с преподавателями школы распределяли её, в первую очередь отдавали семьям фронтовиков. 1945 год. Мы уже следили за продвижением наших войск и с нетерпением ждали Победы. 9 мая в 6 часов утра радио наконец-то принесло эту радостную весть».

Шахты Лёвихи

К началу войны на Лёвихинском руднике для размещения цеха электромеханической службы по ремонту горного оборудования было построено специальное здание площадью 1 тысяча квадратных метров. Для оснащения цеха были получены токарные, фрезерные и другие станки. С самого начала войны, по указанию Главного управления медной промышленности, здание было передано заводу твёрдых сплавов для размещения в нём цеха № 3. Все работники, в частности токаря и фрезеровщики, были переданы другим предприятиям для выработки оборонной продукции. Вследствие чего вся электромеханическая служба рудника находилась и работала в труднейших условиях.

Для замены взятых токарей и фрезеровщиков были организованы курсы, слушателями которых главным образом были подростки в возрасте от 14 до 16 лет и девушки. Только самоотверженная работа коллектива электромеханической службы, находящейся в таких условиях, обеспечила шахтам рудника бесперебойную работу.

Подготовила СВЕТЛАНА НЕМЦЕВА

По материалам книг «Кировград в годы ВОВ» и «Ради жизни на земле»