В четверг Светлой Седмицы в Нижний Тагил, в Свято-Троицкий кафедральный собор, перед началом пасхальной вечерней службы был доставлен Благодатный огонь, сошедший 18 апреля в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции традиционная встреча святыни прошла без участия прихожан. Глава Нижнетагильской епархии епископ Евгений в сопровождении духовенства кафедрального собора совершил торжественное принесение лампады с Благодатным огнём в алтарь собора, где возжёг свечи и напрестольные лампады. После этого священнослужители зажгли от Благодатного огня лампады во всём соборе. И теперь все желающие, выбрав любое удобное и безопасное для себя время, смогут посетить собор и возжечь свои лампадки от принесённой святыни.
В Нижнетагильскую епархию Благодатный огонь прибыл ещё утром – встреча святыни состоялась в Спасо-Преображенском соборе города Невьянска перед началом Божественной Литургии. Лампаду с благодатным огнём доставил из Екатеринбургской епархии епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений.
– Владыка Евгений, расскажите, откуда и как к нам прибыл Благодатный огонь?
– Благодатный огонь, как и в прошлые годы, десятилетия, прибыл к нам из города Иерусалима, из Храма Гроба Господня, куда он сошёл в Великую субботу. Впервые это событие произошло при малом стечении людей, но при этом при большом действии Божией благодати. Схождение Благодатного огня транслировалось в прямом эфире многих телеканалов, и многие были свидетелями того, как это происходило. Особо знаменательно, что в этом году, при отсутствии людей, отсутствии всей этой суеты, которая совершается вокруг Гроба Господня, всё было очень хорошо видно, очень спокойно прокомментировано, и мы имели возможность быть свидетелями этого чуда.
В прошлые годы большая делегация с екатеринбургской земли – целый самолёт паломников прибывал на Святую Землю. После схождения Благодатного огня наши паломники следовали в аэропорт, садились на самолёт “Уральских авиалиний” и прибывали уже к пасхальной службе в Екатеринбург, откуда огонь разносился по всем храмам нашего региона. В этом году все события происходят под знаком сохранения людей от той заразы, которая пришла на нашу землю, и Израиль, как государство, закрыт. Поэтому были соблюдены очень многие меры предосторожности.
Во-первых, люди не были допущены в Храм Гроба Господня. Во-вторых, поскольку небо над Израилем для пассажирских авиаперевозок закрыто, было сделано лишь одно исключение, и один самолёт, с Благодатным огнём, вылетел из Израиля в Москву. По прибытии в Москву этот огонь был привезён в Екатеринбург. В Екатеринбурге его торжественно встретили уже вне пасхальной службы, и огонь был доставлен в Храм-на-Крови.
В четверг Светлой Седмицы, 23 апреля, мы имели возможность его взять и привезти сначала в Невьянск — это было утром перед Литургией, а затем и в Нижний Тагил. Чтобы не создавать стечение верующих людей, заранее никого не предупреждали, не делали анонсов – просто накануне вечерней службы Благодатный огонь был принесён в Свято-Троицкий кафедральный собор. В соборе погасили все свечи, лампады, чтобы вновь возжечь их от Благодатного огня. Это было сделано для того, чтобы мы, насколько возможно дольше, перед каждой службой зажигали лампадки, свечи именно от Благодатного огня.
Сегодня, в пятницу Светлой Седмицы Благодатный огонь также был принесён в Воскресенский храм на Вагонке, в Казанский мужской монастырь на Вые, и я думаю, что сейчас он уже разнесён по всем храмам нашего города. Вы можете без сомнения посетить три упомянутых храма, где горит Благодатный огонь, и принести его к себе домой, зажечь дома свечку или лампадку для того, чтобы освятить свой дом пребыванием Благодатного огня.
– Расскажите, пожалуйста, о чуде схождения Благодатного огня?
– Чудо схождения благодатного огня известно с самых древних времён, с самого момента Воскресения Христова. Тогда он назывался не Благодатным огнём, а Святым светом. Об этом свете упоминается в Евангелии, в повествовании о Воскресении Христа. Когда апостол Пётр прибежал ко гробу, услышав от жён-мироносиц, что гроб открыт, то он склонился в него – достаточно глубокий гроб – и увидел всё, что там внутри находится. В этом святоотеческое предание видит свидетельство о том, что гроб был наполнен светом. Апостол увидел ризы – пелены, в которые был обёрнут Христос, сударь, в который была обёрнута Его голова – всё это было видно благодаря свету, который присутствовал во гробе.
По свидетельству святителя Григория Нисского, природа Света, который наполнил Гроб Господень изнутри – это то же самое, что Свет Преображения Христова на горе Фаворской – это нетварный Божественный свет. Этот свет освещал Гроб Господень после Воскресения Христова, этот свет, это свечение по прошествии трёх столетий, когда после времени запустения были вновь обретены царицей Еленой святые места – Гроб Господень, Голгофа, и туда стали совершаться паломничества, этот свет каждый год вновь наполнял Гроб Господень, показывая, во-первых, что это именно Гроб Христов, а во-вторых, что Богу угодно, чтобы люди почитали эти дни, почитали это место и здесь совершали богослужения, почему, собственно, там и был воздвигнут огромный храм Воскресения Христова.
В более позднее время мы встречаем свидетельство не только о Свете, о сполохах света, которые наполняют в Великую субботу этот Храм, но и о том, что по молитвам Церкви, по молитвам Патриарха, этот свет концентрируется и сходит уже в виде огня, который мы, по традиции, называем Благодатным огнём.
Подробное описание того, как совершалось схождение Благодатного огня содержится в повествовании русских паломников, датируемых ещё X веком от Рождества Христова. С того времени огромное число свидетельств о том, что в Иерусалиме, по молитве Православного патриарха, в присутствии православного народа, сходит Благодатный огонь. Мы сегодня, вот этот огонь привезя в Нижний Тагил, привезли в нашу епархию, в нашу страну, мы привезли частицу вот этого Божественно Света, который наполнял Храм Гроба Господня.
– Существует предание, что если Благодатный огонь не сойдёт, то это будет признаком конца времён. Как вы относитесь к такому мнению?
– Мы стараемся внимательно относиться, в первую очередь, к тому, что сказано в Священном Писании. В Евангелии акцент поставлен на не на том – сойдёт огонь или не сойдёт огонь – там об этом напрямую и не сказано, а сказано, что когда охладеет в людях любовь, когда любовь в людях оскудеет, когда будет на земле мало любви людей к Богу и людей к людям – вот это будет признаком конца света.
Достаточно много существует преданий, которые переданы нам от подвижников веры и благочестия, от святых людей, которые показывают некие возможные признаки конца света. Например, один из признаков связан с иконой Божией Матери "Иверская" – эта икона будет находиться в Иверском монастыре на Святой горе Афон до тех пор, пока не придёт антихрист. Когда он придёт, то икона покинет афонские приделы, и жители Святой горы уйдут, рассеются по миру.
Подобным образом есть свидетельство о том, что в тот год, когда Благодатный огонь не сойдёт, это будет знаком последних времён. Но надо понимать, что последние времена упоминаются ещё апостолами, которые говорили о том, что уже близки последние времена, и они все ожидали скорого Пришествия Христова. Это было 2000 лет назад. И впоследствии, многократно, когда были очень жестокие времена, непереносимые для людей, для христиан, люди воспринимали это как признак конца света. Уже многократно было в истории человечества и оскудение любви, и оскудение благочестия, и совершенно страшные вещи происходили, но Господь силён это исправить, и Он всякий раз это исправлял.
Было неоднократно, что Благодатный огонь не сходил на Гроб Господень. Это было и тогда, когда определёнными интригами православный патриарх не допускался помолиться в храме Гроба Господня в Великую субботу. Приходили священники других конфессий – католики, монофизиты, которые пытались с силой отобрать это святое место у православных, но в ответ на эти попытки огонь не сходил. Даже известно такое чудо, что православный патриарх, изгнанный из храма Воскресения Христова, со своей паствой просто молился около входа в храм, и огонь сошёл, но не в кувуклию, где находились инославные христиане, а тут, где молился православный патриарх. Благодатный огонь сошёл в виде молнии, расколол колонну, и так до сих пор эта расколотая колонна находится на своём месте и является немым свидетелем того чуда. Поэтому мы рады и благодарим Бога за то, что Он нам послал утешение, укрепление, что Он рядом с нами, вот в этом Благодатном огне. Но прямого свидетельства, что если бы огонь не сошёл, то это означало бы конец света – нет.
Есть люди, которые боятся конца света. А мы ожидаем конца света, потому что в конце света придёт Христос. Мы ожидаем Его Второе Пришествие, ожидаем встречу со Христом, и страха какого-то мы не должны смущаться, бояться, потому что Бог с нами.
– Что бы вы хотели пожелать людям в эту светлую седмицу?
- Я бы хотел пожелать всем не только в эту Светлую Седмицу, но и во все будущие дни Пасхи Христовой радоваться о воскресшем Иисусе Христе. Не нужно скорбеть о том, в каких сейчас условиях мы живём, не нужно сетовать о том, что мир становится другим. Надо радоваться о воскресшем Христе. Надо помнить, что Господь является Царём, Хозяином всего мира, в котором мы живём.
Сейчас модно искать тех людей, злодеев, которые привели в этот мир коронавирус, которые замышляют какие-то там тайные интриги, тайные дела. Надо понимать, что сердце каждого из этих людей в руках Божиих. Оно бьётся до тех пор, пока Бог попускает. Если Бог посчитает нужным – Он остановит сердце, остановит замыслы этих людей, и они не сделают того, что замышляют. Было бы ради кого. Если мы, христиане, станем унылыми, озлобленными, если мы будем бояться, сдаваться и предавать и заповеди Божии, и любовь братскую, и Матерь Церковь, то не для кого будет очищать землю от злых замыслов людей.
Был Великий пост – время плача и скорби, и мы должны были плакать, скорбеть. Сейчас Пасха – время радости. Нужно радоваться и этим низводить на нашу землю благодать Божию.
Я пожелал бы в дни светлого Христова воскресения радоваться – Христос Воскресе!
По материалам Нижнетагильской епархии