ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства
за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы
(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:
- мошенничество (статья 159);
- присвоение или растрата (статья 160);
- коммерческий подкуп (статья 204);
- злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
- нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
- нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
- внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений
(статья 285.3); - превышение должностных полномочий (статья 286);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
- получение взятки (статья 290);
- дача взятки (статья 291);
- посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
- служебный подлог (статья 292);
- провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
- подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо
к неправильному переводу (статья 309).
За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- принудительные работы;
- ограничение свободы;
- лишение свободы на определенный срок.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, можно отнести такие, как:
- Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности
с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16); - Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении
и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17); - Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);
- Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);
- Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);
- Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);
- Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
- Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);
- Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);
- Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2); - Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
- Нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
- Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления
(статья 14.9); - Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);
- Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).
За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:
- административный штраф;
- административный арест;
- дисквалификация.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Статьей 59.1 Федерального закона от 27.07.2044 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных законодательством в целях противодействия коррупции, налагаются следующие взыскания:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии.
Гражданский служащий подлежит увольнению с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия в случае:
- непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
- непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
- участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- осуществления предпринимательской деятельности;
- вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций
и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; - нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом)
и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных
за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Из положений статей 22 и 192 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что дисциплинарная ответственность – это ответственность, к которой работодатель вправе привлечь своего работника за совершение дисциплинарного проступка,
т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности в связи
с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.
Тем не менее, в Трудовом кодексе Российской Федерации существует возможность привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности.
К дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения относятся нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для государственных служащих и работников в целях предупреждения коррупции, которые являются основанием для применения дисциплинарных взысканий или увольнения
в связи с утратой доверия.
Основанием применения дисциплинарной ответственности является совершение работником дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
Субъектом дисциплинарного проступка за невыполнение возлагаемых обязанностей, а также установленных запретов может быть гражданин, состоящий
в трудовых правоотношениях с работодателем.
Субъективной стороной дисциплинарного проступка выступает вина работника
в совершении дисциплинарного проступка. Она может быть в форме как умысла, так
и неосторожности. При этом следует учитывать, что форма вины (умысел либо неосторожность) работника не имеет правового значения для решения вопроса
о правомерности его привлечения к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем
до принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности работодатель должен установить наличие дисциплинарного проступка, наличие виновного поведения
(часть 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), учесть тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он совершен (часть 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации).
Объект дисциплинарного проступка - нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, правил и т.п.
В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации
за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение по соответствующим основаниям.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами:
- статья 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации - убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
- статья 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Пунктом 3.1. статьи 1081 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено - Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного по основаниям, изложенным в статье 1069, имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.
К коррупционным правонарушениям относятся также обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации:
- статья 575 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержит запрет на дарение подарков, за исключением обычных, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим
в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.